В рамках совещания с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями по вопросам приоритетных направлений в сфере образования в 2024-2025 учебном году, проведённого в минувшую пятницу Рособрнадзором, были затронуты вопросы об изменениях законодательства РФ в части организации и проведения всероссийских проверочных работ, а также о мероприятиях Рособрнадзора, направленных на снижение бюрократической нагрузки в системе образования.
В совещании приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Анзор Музаев, директор ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» Наталья Алтыникова, директор ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» Владимир Старичков.
А. Музаев выступил с заявлением о том, что основным ориентиром в оценке знаний школьников в течение учебного года должны стать результаты Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Он, в частности, сказал: «Итоги ВПР нужно использовать для промежуточной аттестации школьников и именно на их основе корректировать планы уроков, закрывая те пробелы в знаниях, которые обнаружатся. Разработчики ВПР – это лучшие педагоги России, задания проходят федеральную экспертизу. Это стандартизированные материалы, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. По внесённым в единую систему данным учителя и директора школ получают обратную связь, статистику и рекомендации, с которыми можно работать».
Помимо этого, глава надзорной службы отметил: в школах и колледжах теперь будут проводиться только закреплённые нормативно федеральные оценочные процедуры. Это те самые ВПР и национальные сопоставительные исследования (НСИ). При этом один школьник или студент колледжа в течение учебного года будет участвовать только в одном из указанных мероприятий.
Также А. Музаев заявил о том, что с 2024-2025 учебного года проведение контрольных работ муниципального (городского) уровня запрещено, а на региональном уровне можно проводить только те, что согласованы с Рособрнадзором.
Руководитель регулятора, комментируя данное заявление, пояснил: «На текущий учебный год мы согласовали 39 таких региональных оценочных мероприятий в 20 регионах. В основном они связаны с оценкой знания родных языков и владения функциональной грамотностью. Иные оценочные процедуры регионального уровня – неправомерны».
Если администрации школы поступает некое указание о проведении несогласованной с Рособрнадзором контрольной, директор должен отказаться от участия в ней и сообщить в Рособрнадзор.
При этом, как уточнил А. Музаев, за учителями сохраняется право проводить свои собственные контрольные работы, чтобы сделать учебный процесс более эффективным.
Напомним: ранее эксперты Рособрнадзора выяснили, что на проведение различных контрольных работ и диктантов в школе тратится до 35% учебного времени и более 60% времени внеурочного, что создает огромную нагрузку как на учеников, так и на педагогов.
В связи с этим теперь контроль за соблюдением введённых ограничений станет одним из приоритетов для Рособрнадзора и региональных органов управления образованием.
Также, по заявлению А. Музаева, Рособрнадзор занимается разработкой нового метода определения школ с высоким образовательным потенциалом.
Он, в частности, сказал: «Разрабатываем модель, когда у нас будет две вариации, два знака качества со стороны Рособрнадзора».
При этом глава надзорной службы пояснил: к первой категории школ будут относиться образовательные учреждения, показывающие высокие и объективные результаты, а ко второй — школы, которые зачастую находятся в отдалённых регионах и работают в непростых условиях, но чьи ученики при этом освоили необходимые требования образовательных стандартов.
По мнению А. Музаева, нужно гоняться не за абсолютным результатом, поскольку это невозможно и не бывает в образовании, а необходимо гнаться за объективными результатами.
Резюмируя, глава надзорной службы отметил, что такой подход позволит делать правильные шаги, прежде всего управленческие, чтобы качество школьного образования в России не только оставалось на высоком уровне, но и становилось ещё лучше.
А. Музаев также рассказал о работе по снижению бюрократической нагрузки на педагогов, принятых законодательных и нормативных актах, ограничивающих перечень обязательной для ведения документации. Он особо отметил важность обратной связи от педагогов в случаях нарушения их прав.
«Нам нужна обратная связь, чтобы мы узнали о проблемах. Прошу учителей довериться нам и не бояться сообщать о нарушениях. Мы постараемся ни одного педагога не дать в обиду, если на него после обращения к нам будут давить. Нам нужно всем вместе навести порядок и сформировать иную культуру, связанную с бумажной нагрузкой и правами учителей», – заявил Анзор Музаев, добавив при этом, что уже есть прецеденты, когда управленцы разных уровней лишались своих должностей после попыток преследовать учителей за жалобы на нарушение их прав.