Ваш город:

На кого учиться или в будущее принимают не всех: проблемы СПО

17 апр. 2021 г.
0
2160

Технологии подняли человечество еще на одну цивилизационную ступеньку. Прошло, всего лишь, 7 лет с момента последнего обновления перечня профессий, а уже обновлены стандарты для СПО – их «подогнали» под приоритетные направления экономики. Поскольку квоты Минпросвещения РФ не осваиваются в полном объеме, из списка удалили профессии, которые еще недавно были востребованными.

На кого учиться или в будущее принимают не всех: проблемы СПО

Выпускники в выборе профессий часто ориентируются на советы старшего поколения – родителей, даже дедушек и бабушек, педагогов, опыт которых устарел и, увы, не имеет связи с реальностью. Даже собственные предпочтения и способности детей не всегда соответствуют реальной картине. Формула «все работы хороши – выбирай на вкус» морально устарела. Кто и как должен привести в соответствие цивилизационные, экономические и личные запросы?

«Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…»

Разница между престижными и востребованными профессиями становится все более ощутимой. Если к престижу прибавить такие критерии, как перспективность (карьерный рост), удовлетворенность уровнем зарплаты, то пропасть между профессиональными ориентирами молодежи и реальными запросами отраслевой экономики разрастается до непреодолимых размеров.

Согласно теории психолога, Е. А. Климова, на выбор профессии влияет несколько основных факторов: семья, друзья (особенно в подростковом возрасте), мнение учителей, собственные предпочтения и способности. Однако эта теория была разработана ученым в 70-х годах прошлого века, и применительно к социалистической формации она работала безупречно. В современной действительности эту концепцию следовало бы дополнить новыми условиями:

1. Социально-экономический фактор

Советы по выбору профессии от старшего поколения «с коммунистической закалкой» больше не работают. Транснациональный бизнес заинтересован в укрупнении предприятий, высокой технологичности, как способа экономии на рабочей силе, а это – сокращение рабочих мест, ликвидация ручного и неквалифицированного труда, постоянное обучение и повышение квалификации в условиях жесткой конкуренции. Государственная политика в социальной и трудовой сфере сегодня конкурирует с бизнесом, и не всегда выигрывает.

2. Развитие технологий

Проскочив в «семимильных сапогах-скороходах» ликвидацию безграмотности в первой половине прошлого века, после первой мировой и гражданской войны, параллельно с переходом к полной индустриализации, которая создавалась при помощи лопат, в буквальном смысле, Россия шагнула в космос через 7 лет после Великой Отечественной войны, несмотря на невероятную разруху.

В 1985 году детвора завороженно смотрит «Гостью из будущего», мечтая о «мелофоне» и не подозревая, что через 20-25 лет смартфоны и планшеты станут обыденными предметами. От изобретения колеса до роботов-трансформеров и марсоходов человечество промчалось за 7 тысяч лет, и каждый новый виток технического прогресса – более стремительный, мощный и значимый.

Давосский форум, где мировая элита ежегодно обсуждает проблемы экономики, с каждым годом все более настойчиво говорит о преобразованиях и стратегии управления кадрами. Участники ВЭФ (всемирного экономического форума), кроме интересов транснациональных корпораций (крупного бизнеса), которые сегодня фактически управляют экономикой в мире и в каждой отдельной стране, предупредили, что для большинства профессий требования к навыкам изменятся, а развитие искусственного интеллекта позволит внедрить роботов, и, следовательно, сократить часть работников, а некоторых, кто согласится учиться в процессе трудовой деятельности и будет легко обучаемым, оставят управлять роботами и обслуживать их.

Авторы доклада «Будущее профессий», не называя конкретных корпораций, где уже внедрена новая кадровая стратегия, сообщают, что в них работают, всего лишь 15 млн. сотрудников, что в мировых масштабах – очень мало, учитывая, что трудоспособное население планеты составляет около 3 млрд. Эксперты Давосского форума также считают, что примеру этих корпораций, рано или поздно, последуют и мелкие предприятия. Правда, в качестве утешительного приза глобальные экономисты высказали предположение, что появятся новые профессии, но улучшение качества жизни (социальные программы) будет возможным лишь при умелом управлении кадрами (имеется ввиду их распределения, переобучение).

Названы технологии, которые пригодятся выпускникам школ в ближайшие 5 лет:

  • Разработка мобильных и web-приложений;
  • Big Data, обработка больших данных;
  • «Обучение» искусственного интеллекта;
  • «Облачный» сервис;
  • «Интернет вещей»;
  • Дополненная и виртуальная реальность;
  • Беспилотный транспорт;
  • Блокчейн;
  • 3D печать.

Крупные работодатели рассчитывают, что часть забот по обучению новым профессиям возьмет на себя не только государство, но и сами соискатели. Некоторые бизнесмены согласны оказать содействие в повышении квалификации. Но и те, и другие прогнозируют сокращение рабочих мест на 980 тысяч за счет ухода с рынка устаревших профессий, и, одновременно, успокаивают положительным прогнозом – созданием 1,74 млн. рабочих мест за счет внедрения передовых технологий, повышающих производительность.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод: сложнее всего придется тем, кто не готов взять собственную судьбу в свои руки уже сегодня, постоянно учиться и совершенствовать профессиональные навыки в будущем. Наступление «эпохи роботов» неизбежно, поэтому лучше перестроить сознание и подготовиться к этой встрече: роботы, конечно, облегчат жизнь человечества, но обслуживать их людям, все же, придется – и без ошибок!

Какие «человеческие профессии» останутся?

Технологии проникают во все отрасли, без исключения. В режиме онлайн проходит обучение в период пандемии, осуществляется запись на прием в поликлинику, работает сервис госуслуг, подаются заявки на кредит и совершаются покупки, появились транспортные средства с беспилотным управлением. В ближайшее время исчезнут профессии, где рутинную работу и физические нагрузки, работу в экстремальных условиях пока еще выполняют люди: бухгалтеры, аудиторы, кассиры, секретари и помощники руководителей, водители. С большей вероятностью, сократится список «опасных профессий» - шахтеры и шахтостроители, пожарные и другие профессии МЧС: достаточно вспомнить фантастические фильмы о роботах-полицейских.

Правда, роботы еще не умеют учитывать человеческий фактор, и в этом – главное преимущество людей. Вряд ли в будущем роботам доверят воспитание детей, как и обучение (с неотъемлемыми воспитательными элементами); люди никогда не доверят «железной машине» и решение о спасении человеческой жизни у операционного стола или на пожаре.

Существуют сферы услуг, где роботы не заменят работников, но расширят их возможности. К примеру, консультативную помощь, с учетом индивидуальной жизненной ситуации и запросов клиента банка, искусственный интеллект в ближайшем будущем не сможет оказать, потому что робот умеет, пока, находить только рациональные решения, без учета человеческого фактора. Наконец, еще долгое время люди старшего поколения, привыкшие общаться с сотрудниками, будут не готовы «к диалогу» с роботом на психологическом уровне. Кстати, профессия психолога в этом смысле – самая «человеческая».

Уже сейчас работодатели готовы платить больше работникам с аналитическим складом ума и инновационным подходом к работе, со способностями и готовностью к обучению. Ценятся на рынке труда творческие способности, оригинальность, критическое мышление, умение убеждать (в сфере менеджмента, продаж). Это – профессии, которые неподвластны искусственному интеллекту.

ВУЗы будут готовить специалистов «новых профессий». Это задекларировано в Национальном проекте «Образование». Ожидается, что к 2025 году 11 миллионов россиян смогут пройти переподготовку на онлайн-курсах. Их перечень уже опубликован на официальном сайте МИСиС. Также бесплатно можно обучаться на открытых интернет-ресурсах, где в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» поддержку слушателям в возрасте от 18 до 54 лет оказывают ведущие университеты России. Среди самых популярных направлений подготовки:

  • Игровая индустрия и игровой дизайн, медиабизнес, управление проектами – работа, требующая совмещения гуманитарных знаний и программирования, командных навыков;
  • Генетический психолог, диетолог-генетик, генетический косметолог, пищевые технологии – эти направления уже сейчас не фантастика, а реальность: над ними работают в Центре геномной и регенеративной медицины, при Дальневосточном федеральном университете;
  • Инженерные профессии будущего «с технологическим акцентом» предлагает освоить Центр довузовской подготовки СПбПУ им. Петра Великого.

Выпускникам сегодня нужно выбирать не конкретную профессию, а сферу деятельности, где можно найти максимальное применение своим талантам, и лучше проявить готовность к самосовершенствованию в нескольких направлениях одновременно – это пригодится в привязке к технологиям будущего.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Учитель ведёт урок.
Как сообщает газета «Известие», в ближайшее время в Государственную Думу РФ будет внесён законопроект о введении административной ответственности за о..
За травлю и оскорбление учителей предлагают ввести штрафы
7 окт. 2024 г.
0
480
Владимир Путин встретился с финалистами всероссийских национальных конкурсов в сфере образования
В преддверии Всемирного Дня учителя Президент РФ Владимир Путин по видеосвязи провёл встречу с лауреатами конкурса «Учитель года» и финалистами телепр..
Владимир Путин встретился с финалистами всероссийских национальных конкурсов в сфере образования
4 окт. 2024 г.
0
2676
Учитель ведёт урок
Как сообщили в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), ведомство в рамках своих полномочий готово подключиться к реш..
Рособрнадзор готов принять участие в решении вопроса об окладах педагогов
2 окт. 2024 г.
1
3967
Оставить свой комментарий

Ваш город: